четверг, 24 сентября 2020 г.

Аэродром Коса

Этот рассказ будет о одной из достопримечательностей Балтийской косы - аэродроме Коса.  Когда-то, Балтийская коса носила название Фрише-Нерунг, а аэродром назвался авиабазой Нойтиф. Первый камень уложили в основание в 1934 году, а в 1939 аэродром был сдан в эксплуатацию. Вызывают уважение сроки постройки, учитывая, что в основе лежат зыбучие пески. Во время войны аэродром был удален от основных фронтов и активно не использовался. Главные бои для авиабазы были в 1945 году, когда Советская армия вышла к Кенигсбергу. 

Самолеты с авиабазы Нойтиф пытались повлиять на ход Хейльсбергского сражения в Пруссии, однако спасти вермахт от разгрома они уже не могли. Весной 1945 года советская авиация имела подавляющее преимущество в воздухе - почти 6 тысяч самолетов против двух сотен, базировавшихся на Нойтифе. Авиабаза постоянно подвергалась как авианалетам, так и обстрелам с противоположного берега залива Фришес-Хафф, куда вышла Красная армия в марте 1945 года, уничтожив группировку гитлеровцев в Хайлигенбайльском котле. Советская артиллерия вела обстрел от замка Бальга. Штурмовики практически постоянно висели над аэродромом. В конце апреля, подавив сопротивление батареи Лемберг, части 11-й гвардейской армии захватили и авиабазу.

Как ни странно, несмотря на бомбардировки, ее объекты пострадали не критично. Потребовался относительно небольшой ремонт, чтобы авиабаза практически в полном объеме стала использоваться советской армией.

Фото из книги Балтийская коса: природа, история, современность

В разное время здесь базировались самолеты-амфибии Бе-4, Бе-6, Бе-12. Некоторое время размещались истребители МИГ-15. В начале 1990-х часть была расформирована, самолеты утилизированы. Единственный уцелевший Бе-12, из базировавшихся на Косе, стоит в центре Калининграда в качестве музейного экспоната. На фото Бе-12, как я понимаю, в ангаре №2.

Фото с сайта https://aviadejavu.ru/Site/Crafts/Craft19926-3.htm

А это последнее фото Бешек с Косы. 2001й год. На разделке в аэропорту Храброво.

Фото с сайта https://aviadejavu.ru/Site/Crafts/Craft19926-3.htm

Ангары, можно было еще долго использовать по назначению, но они как-то оказались в частной собственности, сначала с них срезали на металл все до чего дотянулись, а сейчас вроде вообще собираются сносить из-за ветхости. Один из ангаров уже обрушили и порезали на металл. А 2014 году командующий Балтийским флотом говорил о восстановлении авиабазы... Обещал Бе-200 разместить. Но увы, ни Бе-200, ни тем более А-40 тут не появилось.

Арендовав велосипеды, мы с супругой отправились на осмотр уцелевшего. 

Ангары №2 (справа) и №3. У ангара №3 виден обрушившийся во время бури в 1955 году пролет. При обрушении пострадал самолет PBY-6A "Каталина". После этого ангары использовались с ограничениями, за исключением ангара №2, где располагалась ТЭЧ и проводилось обслуживание самолетов.

Когда-то по этому слипу в гидрогавань спускались самолеты. А сейчас местные жители спускают свои лодки.

Фото из книги Балтийская коса: природа, история, современность

Ангар №4. Все ангары разные по конструкции. Чем это вызвано я не знаю, возможно, выбирали лучшую конструкцию, по результатам эксплуатации или же под разные задачи планировались.


Ангар №5. Тут стояли истребители МиГ-15, а потом хранилось противолодочное оборудование.

Ангар №6. При сносе ангаров кто-то явно поживится металлом. 

 

Фото из книги Балтийская коса: природа, история, современность

Видео с крыши ангара


Пока мы катались, видели кавалькаду машин МЧС. Какие-то чины осматривали ангары. Жаль, если будут сносить ангары. С одной стороны - достопримечательность и история, с другой - не удивлюсь, если тут народ бьется. Отчаянных людей, особенно по пьянке, у нас полно. А восстанавливать ангары никто не будет. Министерству обороны оно не надо, какому-то частному лицу - тем более. Проще сломать и забыть. 

В 2011 году, мы с супругой несколько дней провели в Светлогорске. У нас была экскурсия в Балтийск и с набережной, через пролив, я увидел ангар. Спросил у гида, а что там? Он мне ответил, что заброшенный аэродром, немцы строили. С тех пор я стал им интересоваться. Сначала вышел на Константина, командира Бе-12, летавшего здесь. Потом он нам в 2012 году провел краткую экскурсию по аэродрому. Потом мы в 2013 году отдыхали у него и более подробно изучили аэродром. В 2020 освежили впечатления. Возможно, больше их не увидим.

Взлетная полоса сохранилась, сейчас с нее иногда летает малая авиация. 


Наверное, она, рулежки да груды битого кирпича останутся памятником аэродрому Нойтиф/Коса. Если кому интересны эти руины - пользуйтесь моментом, пока они еще стоят.

С моим отчетом 2013 года, можно ознакомиться тут: http://nikolayne.blogspot.com/2013/08/2013-07.html

1 комментарий:

  1. Я живу на БалтКосе с 1983 года. Сразу после военного лётного училища. Сейчас остаётся очень грустное впечатление от существующей действительности. Развалившиеся, разобранные строения, недавно ещё бывшие во вполне респектабельном Состоянии. Люди оставшиеся здесь жить живут как в ссылке преодолевая тяжести и невзгоды действительности и отрезанности от цивилизации. 8 рейсов парома в сутки и то в хорошую погоду. Достопримечательность БалтКосы взлетная полоса зарастает травой и кустарников. Единственно что проезжающие авто военных раскатывают две полосы движения туда и обратно. Эти полосы и использует Сверх лёгкая авиация для полётов. Сам Мечтал оживить аэродром полётами, но вот самому уже скоро 60 лет, а на самолёт денег так и ненасобирал, хотя летать ещё мечтаю.. Такие вот дела. Наступает лето-коса оживляется, расцветает. Приток населения за счёт отдыхающих увеличивается в 10 раз и вроде ничего жизнь крутится дальше. Начал осваивать параплан благодаря душевной доброте ребят парапланеристов-ну и то глоток свежего воздуха🤩🤨🚩👍🖐️❤️📯 кому интересно, пишите приезжайте:www.kosa39.narod.ru E-mail: kosa39@yandex.ru тел. 89114582507 мтс, вайбер. Ватсап

    ОтветитьУдалить