воскресенье, 25 августа 2013 г.

Калининградская область 2013. День 02

На второй день у нас была запланирована экскурсия по рыцарским замкам Калининградской области (Восточной Пруссии). Марщрут выглядел примерно так: Калининград-Низовье-Гвардейск-Талпаки-Черняховск-Неман-Советск-Калининград. Самая длинная экскурсия. Примерно 8 часов в пути.

 

Поскольку мы приехали сильно заранее (маршрут Балтийск-Калининград нам был неизвестен, пришлось перестраховаться), получилась незапланированная прогулка по острову Канта (ранее Кнайпхоф). Когда-то на острове был целый город. Было 14 улиц и 2 площади. Выглядел он вот так:


После демократической бомбардировки англичанами в 1944 году, постройки и здания приняли вот такой вид:


После штурма Кенигсберга Красной армией в апреле 1945 года в относительно целом состоянии остался только Кафедральный собор. В 1945-53 годах город становится рудником для добычи строительного и инженерного материала. В то время неизвестно было, останется ли город за Россией, поэтому отсюда везут в СССР все, что можно увезти. Развалины зданий разбираются на кирпич, грузят на баржи и отправляют на восстановление Ленинграда. Технология «берег-баржа» привела к тому, что в первую очередь разбирались развалины в непосредственной близи от реки Преголи. Даже если дома были в относительной сохранности и подлежали восстановлению. О восстановлении города в послевоенные годы никто не помышлял и, соответственно, Кнайпхоф превратился в такой рудник в первую очередь. В итоге на острове остается только собор.


В 70е годы на острове разбивается парк и через остров проходит эстакадный мост.


Фотографии сделанные в 1907 и в 1974 году.


В начале 90х начинается реставрация собора.


Ныне он выглядит вот так:



На месте, где когда-то располагался университет, стоит памятник его основателю, герцогу Альбрехту


 Еще виды собора:






Внутри собора расположен музей и проводятся органные концерты. С единственного уцелевшего моста тех лет, открывается вид на местный долгострой, Дом Советов. Построен на месте замка Кенигсберг. Сам замок разрушен в 1969 году. Строительство началось в 1970 году, но, поскольку в этой части города грунт недостаточно прочный для возведения такого высокого здания, появились проблемы со статикой здания. Во времена Перестройки начались проблемы с финансированием проекта, приходилось отказываться от многих изысков, например внести существенные изменения в проект - вместо 28 возвести 21 этаж.
Во второй половине 80-х годов, когда здание было готово на 95%, строительные работы были приостановлены. После здание было разграблено. В данный момент судьба его не ясна, есть мысли от достройки как бизнес-центра до его сноса.


Далее по мосту мы попадаем в Рыбную деревню. Это новострой, но смотрится красиво. Правда с момента постройки прошло время и здания все же требуют косметического ремонта. Один из символов - маяк. Внутри музей, неплохое кафе и смотровая площадка.





 Вид от маяка на реку Преголя (ранее Прегель). Вдалеке, за эстакадным мостом, видно научно-исследовательское судно Витязь, экспонат музея Мирового океана.



Далее мы садимся в автобус и бороздим просторы слушая рассказ Алексея Лалэко. Очень понравился гид.
Первая наша остановка - поселок Низовье (ранее Вальдау). Здесь находятся остатки замка Вальдау. Стены замка были разобраны в конце XIX века.  Ныне в замке находится сельскохозяйственный колледж. Замок примечателен тем, что в 1697 году в нем останавливалось Великое посольство с Петром I. На фото ниже - единственная уцелевшая часть стены.


Немецкий памятник павшим в 1й мировой войне.


После краткого осмотра замка (в прошлом году мы изучали его более предметно, вместе с посещением музея), мы едем дальше в г.Гвардейск (ранее Тапиау). Здесь мы издалека рассматриваем замок «Тапиау» XIV века. Издалека потому, что в нем находится исправительное учреждение. По словам гида замок в очень хорошей сохранности. Ведутся переговоры о переселении заключенных в другое место, но увы, дальше разговоров дело пока не сдвинулось.



 Далее мы едем в поселок Талпаки (ранее Таплакен). По дороге встретилось вот такое заброшенное инженерное сооружение.


Это мост над одним из судоходных каналов. Посередине моста видна щель, для мачты судна. В Восточной Пруссии была очень развитая система каналов, но после ее раздела каналы пришли в упадок.


В области очень много аистов. Гнезда на столбах, на домах, на руинах. Везде.


За интересным рассказом нашего гида мы приехали в город Черняховск (ранее Инстербург). В 1945 году замок подвергся штурму и пострадал от пожара. В 1949 году цитадель замка была практически полностью уничтожена пожаром (остались только внешние стены). В 2006 году благодаря деятельности НКО «Дом-Замок» объект был включен в федеральную целевую программу «Культура России», начались противоаварийные работы, научные исследования, разработка проектно-сметной документации. В 2010 году, в связи с передачей объекта в собственность РПЦ финансирование работ было прекращено.
На этом месте была угловая башня замка. Ныне можно посмотреть только на ее фундамент и подвал.


В уцелевшей постройке расположен музей замка, детские кружки и т.п.











Далее мы едем на конный завод «Георгенбург», история которого берет начало в 1377. На асфальте стоянки - вот такой рисунок.


И вот такой мерседес. Видимо давно не платит за стоянку :)



Не так давно, из-за пожара, завод был практически уничтожен, но сейчас восстановлен и является частной собственностью. В 2002г. Георгенбург возвратил своё родное имя и сейчас это – международно известное и уважаемое место проведения всевозможных конных турниров по конкуру и выездке, в которых участвуют «лучшие всадники планеты». В его конюшнях сейчас жуют сено, бьют копытом и радуются жизни около 40 тракенов.


С территории конезавода виден епископский замок, построенный в 1337 году. По словам гида, до передачи РПЦ был в хорошем состоянии, ныне медленно разрушается. В 2010 году пережил пожар, благополучно простояв 6 веков.


После коняшек мы едем в сторону города Неман (ранее Рагнит). По пути делаем небольшую остановку у памятного знака в честь Барклая-де-Толли. В этом месте захоронено его сердце.


 

 По дороге, наблюдаем стройку Балтийской АЭС.


В городе Неман осматриваем остатки замка Рагнит. Замок благополучно пережил войну и был превращен в руины в 1976 году во время съемок фильма «Двадцать дней без войны». Эпизод варварского, ни чем не оправданного взрыва, в центре города, приведшего к дальнейшему катастрофическому разрушению замка, занял в фильме 9 секунд. 





 Далее наш путь лежит в город Советск (ранее Тильзит). Город расположен на реке Неман, по реке проходит граница с Литвой. Дальний берег - уже заграница.



 Мост королевы Луизы. Когда-то он выглядел вот так:


После войны он был в виде вот таких руин:


Был восстановлен на скорую руку, 18 лет просуществовал в таком виде:


После того, как пришел в негодность был перестроен и сейчас этот мост выглядит вот так:




В городе, обшарпанные постройки


 вполне мирно уживаются с отремонтированными зданиями.


Этот город последний в нашей экскурсии и дальше наш путь лежит обратно в Калининград. По дороге останавливаемся у места десантирования наших разведчиков, группы «Джек».



Курсанты академии МВД сняли фильм об этих разведчиках. Рекомендую к просмотру.


Далее по дороге встретились вот такие постройки. Переселенцы с Казахстана под впечатлением от Калининградской области построили себе такие дома.


 На этом наша экскурсия завершилась.
 В Балтийске сфотографирована вечерняя жизнь порта. Плавучий кран устанавливает швартовые бочки для кораблей.


 Углубляется дно канала




Контейнеровоз плывет по своим делам...


 Ну и ночной Балтийск. Вид на канал в сторону моря. Виден памятник Елизавете


Вид на гавань. Виден огонь маяка.


 Эксперимент с длинной выдержкой. Превращение воды в молоко :)


Комментариев нет:

Отправить комментарий