понедельник, 11 мая 2015 г.

Те кто приняли смертный бой, стали просто землей и травой...

Мой дед, Щербинин Алексей Васильевич, в конце лета 2014 года попросил попробовать найти могилу его отца, Щербинина Василия Ивановича, павшего при освобождении Белоруссии в 1943 году. Примерно место захоронения было известно, мои поиски подтвердили, что память у деда отличная. Вот лист из архивных данных подтверждающий его слова:


В общедоступных архивах нашел только это:
Щербинин Василий Иванович.
Дата рождения 1897
Место рождения Тамбовская обл., Дегтянский р-н
Дата и место призыва 28.10.1941, Дегтянский РВК, Тамбовская обл., Дегтянский р-н
Последнее место службы 160 сд
Дата выбытия 21.11.1943
Причина выбытия убит
Первичное место захоронения Белорусская ССР, Могилевская обл., Горецкий р-н, д. Малое Морозово, северо-восточнее

Прадед воевал в 49 армии. Вот немного описания боевого пути армии:

В марте 1943 г. они участвовали в Ржевско-Вяземской наступательной операции (2-31 марта 1943 г.). В Смоленской операции (7 августа - 2 октября) наступали в направлении на Спас-Деменск, Стодолище, Хиславичи. Во взаимодействии с войсками 33-й армии освободили город и железнодорожную станцию Спас-Деменск (13 августа).
В дальнейшем, преодолевая ожесточенное сопротивление противника, к исходу 20 августа 1943 г. армия вышла на рубеж Цирковщина - Зимцы. Возобновив 28 августа наступление, ее войска преодолели лесные массивы южнее Ельни, с ходу форсировали реки Десну и Сож, освободили г. Мстиславль (28 сентября) и в начале октября вышли к реке Проня в районе Дрибина (35 км севернее г. Чаусы), где перешли к обороне.

Прадед погиб 21 ноября. Судя по тому, что от Мстиславля до места гибели - километров 60, а от Дрибина километров 25, сил для дальнейшего наступления не было. По всей видимости, в одном из этих оборонительных боев он и погиб.

Из книги "Брестская Краснознаменная"
В середине октября 160-я дивизия получила пополнение в количестве 505 человек. Это были люди средних возрастов, мобилизованные из освобожденных районов.

Возможно, в этом пополнении был мой прадед. Судя по описанию расположения полков, думаю он был в 1295 полку.

Крестиком на карте отметил примерное место гибели прадеда.


На сайте Горенского райисполкома есть список всех захоронений района. Проштудировав эту информацию, искомой фамилии не нашел и решил написать непосредственно администрации района. На удивление, в отличие от нашего архива, я получил ответ. Думаю никакой тайны переписки я не раскрою, вдруг кому-нибудь будет интересно.


Т.е. получается тупик. У администрации данных о могиле нет, новой информации нет. По осени принимается решение съездить в Белоруссию 9 мая, хоть цветов к памятнику отвезти. Дед периодически спрашивал у меня, как там мои изыскания, но до сего момента порадовать его было нечем. День Победы все ближе, бронируем гостиницы в Смоленске и Рославле, чтобы попутно осмотреть города. 4 мая приходит еще одно письмо, с уведомлением, что фамилия нанесена на плиту.


Последние сомнения отпали, надо ехать. К счастью, пасьянс сошелся: свободное время, финансовые ресурсы и физические силы сложились воедино и поездка состоялась.

Незаметно, занятые разговорами, рассматриванием неведомой территории за бортом машины и выдерживанием скоростного режима (тоска смертная, но мне вбили в голову, что не вздумай превышать, проблем не оберешься) добрались до районного центра Горки.


У стеллы сворачиваем налево, в сторону деревни Котелево, к памятнику. Ехать недалеко, около 10 км, но дороги стали раздолбанные, прям как у нас в деревнях. Памятник виден с дороги, расположен у перекрестка.




На табличке видим искомую фамилию. Уже не зря приехали. 4 фамилии явно свежедобавленные. Видимо табличку не снимали, прям на месте выбили фамилии, потому они такие неяркие. Надеюсь, руки дойдут, плиту снимут и сделают поярче.


Дети возлагают цветы. Что-то я не подумал, надо было часть к памятнику положить, как-то остальных обидел, получается.



Общий вид памятника:


От этого места, примерно 2-3 км находится заброшенная деревня Малое Морозово, где похоронен прадед. Пробуем добраться до нее. Съезжаем с дороги и по довольно приличной грунтовке едем по холмам.


Дорога выводит нас к заброшенной деревне. Если я правильно сориентировался на местности (компас в машине у меня очень грубый, шаг 45 градусов), то северо-восток приходится на край поля, примерно в районе деревьев справа у крайнего дома.


Бросаем машину у мостика через то ли ручей, то ли речушку и дальше идем пешком. Земля топкая, болотистая.



Дома не разграбленные. Но заросло все...


Трава скошенная прошлогодняя. Кто-то ведь косил? А почему не убрали?


По всей видимости, могила где-то здесь. Точно сказать не могу, ибо 100 метров на северо-восток от деревни 1943 года, скорее всего, не совпадают с таким же условием в 2015 году. Да и от чего мерить? От забора крайнего дома? От таблички какой? Потому все, что я могу предложить - грубая привязка к местности. С другой стороны, организация раскопок по поиску останков в мои задачи не входит. По моим прикидкам - где-то здесь на поле захоронен прадед с товарищами. Может быть, я даже стою ногами на их могиле.



Оставляем последнюю пару гвоздичек у края поля. Если попробовать порассуждать логически, то хоронить на поле проще, чем в посадке. И земля мягче, т.к. пахотная и корней меньше. Так что, если бы мне поставили задачу организовать братскую могилу, я бы ее устроил на краю поля, проще это.


И если учесть еще и сентиментальность - то вид красивый на холмы с поля. Ручеек течет, трава зеленая, дорожка петляет... или война убивает вообще все чувства?



Вот любой человек - обычный, он целует жену, ребенка на коленке качает, пьет пиво после работы. Он нормальный! Но его призывают, проходит два месяца и он с хэканьем рубит такого же, как и он, человека саперной лопаткой! Все же маловероятно, что бы сентиментальность тут сыграла роль. Слишком ожесточенные люди на передовой.

Сохранились две фотографии прадеда.



Идем к машине и едем дальше, в сторону города Кричев. Одолеваемый подобными мыслями по дороге, я как-то не особенно смотрю по сторонам. Путь нас лежит к полю, где принял свой смертный бой в 1941 году Николай Сиротинин. 20 лет ему всего лишь было. Проехав 110 км, не заезжая в Мстиславль мы приезжаем в деревеньку Сокольничи, под Кричевым.

Как я понимаю, поле, где стояла пушка заросло, справа даже молодые деревья разрослись в вполне себе густой лесочек.


А вот в низинке, проходит мостик через речку Добрость, который он прикрывал.


В Сокольничах установлен ему памятник. Пушка правда не та, это ЗИС-3 калибра 76 мм, немцы ее ратш-бум называли. А у Николая была всего лишь сорокапятка.



На меня поездка произвела сильное впечатление. Будто бы на Богородицком поле побывал. И все не выходит у меня из головы вопрос... А как бы я поступил на их месте?

Комментариев нет:

Отправить комментарий